Развитие ребенка при различных видах заболевания

Детский церебральный паралич

Учитывая то, что причина детского церебрального паралича кроется в поражении структур центральной нервной системы, процесс развития и лечения таких детей крайне затруднителен. Вообще, ДЦП считается неизлечимой болезнью, однако своевременная и квалифицированная помощь деткам с ДЦП значительно улучшает их жизнь, пусть даже и не полностью, но восстанавливает некоторые утраченные функции, помогает адаптироваться в окружающей среде и обществе.

Главная цель лечения и развития детей с ДЦП – улучшение их опорно-двигательных навыков, а также речи и когнитивных функций при необходимости.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП

Развитие моторных функций (или физическое развитие) при ДЦП достигается с помощью методов лечебной физкультуры, гимнастики, физиотерапевтических методов, ортопедических приемов, а при необходимости – хирургического вмешательства. Лечебная физкультура и гимнастика направлены на разработку различных групп мышц, от самых мелких (мышцы кистей, стоп) до крупных (мышцы плеча, бедра, голени). Конкретная программа тренировки зависит от степени и формы ДЦП, и назначается отдельному ребенку в каждой конкретной ситуации.

Методы физиотерапии направлены на нормализацию тонуса мышц. Хорошим эффектом обладают диатермические токи, импульстерапия, иглоукалывание. На особом месте стоит кинейзиотейпирование. Это совершенно новое направление в лечении ДЦП, суть которого заключается в наклеивании на кожу в области пораженных мышц специальных пластырей.

Ортопедическая помощь подразумевает создание для детей с ДЦП специальной обуви, мебели, подручных средств, которые не только облегчают ребенку жизнь, но и способствуют положительной динамике заболевания.

Хирургические операции показаны в тяжелых случаях, когда никакими консервативными методами невозможно восстановить пораженный участок тела. Чаще всего данный метод применяется для пластики сухожилий.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Известно, что причина ДЦП заключается в органическом поражении участка головного мозга. Ввиду этого, очень часто поражаются не только двигательные центры, но и чувствительные, отвечающие за психоэмоциональные функции.

Развитие нарушенных чувствительных функций (сенсорных) заключается в «разработке» эмоций ребенка. Для этого предназначены эмоционально окрашенные игры, регулярное проведение которых вовлекает ребенка в процесс и позволяет ему формировать собственные эмоции.

Если страдает слух, то ребенку предлагаются самые различные забавы с участием звучащих предметов, от элементарной погремушки до пианино. Например, предлагают малышу ударить по погремушке столько раз, сколько сделала перед этим мама и т.п. Такие занятия развивают слуховое внимание и память.

Если нарушено восприятие физических свойств предмета (цвет, форма, величина), то ребенку предлагается разложить из кучи по группам все зеленые, красные, желтые кубики. Затем отделить кубики от шариков, разложить машинки по их величине. Естественно, малышу на первых этапах будет тяжело это сделать, поэтому занятия проводятся с участием старшего. Подобные занятия положительно влияют и на разработку мелких мышц рук.

При ДЦП часто страдает пространственная ориентация ребенка. Тогда ему предлагается повторять за инструктором движения вверх, вниз, вперед, назад, причем каждое движение должно быть озвучено и повторено ребенком несколько раз.

Эти и другие упражнения позволяют малышу адаптироваться к окружающей среде, прививают ему основы общения с близкими людьми, а также развивают работу мышц, пусть даже и пассивно, но результаты всегда оправдывают ожидания.

В качестве медикаментозной терапии назначаются ноотропные средства – препараты для защиты нервной системы от повреждений, а также для лечения уже существующих дефектов в ней.

Лечение и развитие деток с ДЦП – процесс трудоемкий, продолжающийся не один месяц и год. Только в случае длительных и кропотливых трудов с ребенком, больным ДЦП, возможно восстановление у него элементарных способностей, позволяющих вести хоть какую-то самостоятельную жизнь.

 

Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич (ДЦП) — термин, который используется для описания группы хронических состояний, связанных с координацией движения и мускульным тонусом. Эти состояния обусловлены поражением одного или нескольких отделов мозга в течение внутриутробного периода, непосредственно после рождения или в раннем детстве. Церебральный паралич — состояние не прогрессирующее, однако, при определенных условиях может развиваться, могут наступать улучшения, ухудшения или сохраняться стабильность. ДЦП не может передаваться другим людям, не является заболеванием и не должно считаться таковым. Хотя ДЦП нельзя вылечить в общепринятом смысле, тренинги и терапия могут привести к улучшению функций.

ДЦП характеризуется неспособностью полностью контролировать координацию движений и мышечную силу. В зависимости от того, какой отдел мозга поражен, может произойти резкое мускульное напряжение (спазм), непроизвольные движения, «танцующая” походка. Кроме того, могут возникать также анормальные ощущения и восприятия, нарушения зрения, слуха и речи, припадки, задержка в умственном развитии.

Чаще всего причины, приводящие к ДЦП, появляются во внутриутробном периоде, причем они не связаны с наследственностью. Такие состояния называются врожденным церебральным параличом. Менее распространены состояния, которые возникают в течение первых двух лет жизни. Они связаны с черепно-мозговыми травмами при родах, авариях, падениях или мозговыми инфекциями.

Существуют три основные вида ДЦП:

  • спастический (напряженные и затрудненные движения);
  • атетоидный (непроизвольные и неконтролируемые движения)
  • атаксический (нарушение чувства баланса и ощущения глубины).

В некоторых людях все эти виды могут сочетаться.

Людям, имеющим ДЦП, могут потребоваться услуги поддержки — например, услуги персональных помощников, терапия, тренинги, услуги для независимой жизни, консультирование, транспорт, программы отдыха и досуга, работа и так далее. Люди, имеющие ДЦП, могут посещать школу, работать, создавать семью и жить вполне самостоятельно.

(Перевод текста, написанного в 1997 г. организацией United Cerebral Palsy)

Рассеянный склероз

неврологическое заболевание, не зависящее от возраста человека и приводящее к различным стадиям инвалидности – от легкой степени с нарушением двигательной активности и частичной потерей зрения до полного обездвижения. Психических изменений в человеке не происходит. Основными признаками болезни являются:

  • пошатывающаяся («танцующая») походка, что вызывает передвижение с помощью костылей или трости;
  • слабое зрение и очень быстрая утомляемость;

Люди с рассеянным склерозом зачастую сталкиваются с непониманием со стороны окружающих, особенно — представителей органов милиции. Это связано с пошатывающейся походкой, из-за которой представители милиции часто задерживают людей с рассеянным склерозом по обвинению в пьянстве или наркомании.

Информация предоставлена Московским Обществом рассеянного склероза

Невидящие

Нарушение зрения может быть различной степени – от тотальной слепоты, что встречается редко, до частичной слепоты, когда человек не может различать цвет и форму, но может видеть свет. Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% — потеряли зрение в результате несчастных случаев и остальные являются слабовидящими, имеющими тенденцию к ухудшению зрения. При определенной подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от остальных людей. В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки-поводыря.

Школы для слепых дают знания в полном объеме средней школы и выдают аттестаты зрелости стандартного образца. В этих школах учатся немного дольше, чем в обычных (5 лет в начальной школе), поскольку дополнительный год дается на обучение ориентированию на местности и изучение шрифта Брайля (объемный шрифт, позволяющий человеку читать тексты пальцами, на ощупь). Выпускники поступают в институты и университеты, а затем работают по самым различным специальностям – в юридических конторах, диспетчерских и справочных службах, издательствах, банках, бюро переводов и т.д. В России традиционными для незрячих являются престижные профессии массажиста и композитора-аранжировщика.

Одним из основных мифов, касающихся невидящих людей, является представление о том, что практически все невидящие люди склонны к ясновидению и телепатии. Однако, людей, склонных к ясновидению и телепатии, среди незрячих примерно такой же процент, как среди видящих людей. Этот миф не имеет под собой реальной основы. С другой стороны, в силу развития повышенной чувствительности к окружающей среде, необходимой для успешного ориентирования, незрячие обращают внимание на такие вещи, как колебания воздуха, звуковую информацию, чего люди зрячие не замечают.

(По материалам, предоставленным директором Новосибирской региональной библиотеки для слепых и слабовидящих Ю. Лесневским)

Неслышащие

Статистикой установлено, что примерно у 10% населения любой страны есть различные формы нарушения слуха. Исходя из степени потери слуха, неслышащие люди делятся на глухих (но не глухонемых! Этот термин часто используется людьми, однако ошибочно, потому что если человек не слышит, это не значит, что он не может общаться), слабослышащих, позднооглохших, тугоухих. Причинами глухоты чаще всего бывают родовые травмы, инфекционные заболевания, последствия применения некоторых медикаментов, контузий во время военных действий и т.д. Впрочем, стать слабослышащим можно и в результате длительного воздействия шумов, недолеченного отита и других причин. В некоторых случаях возможно повышение слуха медикаментозными средствами. В любом случае частичной компенсацией может стать слуховой аппарат. Не слышащие от рождения дети, как правило, посещают специальные детские сады, обучаются в спецшколах-интернатах. Высшее образование для инвалидов по слуху доступно в нескольких вузах страны: в Москве – это МГТУ им. Баумана (там создан социально-реабилитационный центр) и МПГУ (бывший педагогический институт им. Ленина, где создана спецгруппа на дефектологическом факультете); Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, межрегиональный реабилитационный центр в Санкт-Петербурге.

Есть способ воспитания слабослышащих детей в домашних условиях по системе кандидата педагогических наук Э.И. Леонгард. Воспитание глухих детей по этой системе позволяет им развить речевое общение и речевой слух, успешно обучаться в обычных средних школах, получать высшее образование в обычных вузах.

(По материалам, предоставленным Т.М. Тукузовой, ответственным секретарем журнала Всероссийского Общества Глухих «В едином строю»)

Синдром Дауна

Синдром Дауна впервые описан во второй половине XIX в. Синдром относится к хромосомным аномалиям: у человека с синдромом Дауна не 46, а 47 хромосом. При этом хромосомный набор у родителей может быть абсолютно обычным. Медициной до сих пор точно не установлены причины появления у некоторых эмбрионов лишней хромосомы. В большинстве стран сегодня наличие лишней хромосомы не рассматривается как болезнь.

Ребенок, родившийся с синдромом Дауна, имеет характерную внешность – лицо монголоидного типа, несколько уменьшенный череп, иногда – непропорционально короткие конечности. Синдром Дауна означает, что малыш будет развиваться несколько медленнее, чем его сверстники и позже проходить общие этапы развития. Ему будет трудно учиться, но он сможет делать большую часть того, что делают все другие дети: ходить, говорить, читать и писать. У разных людей с синдромом Дауна разные умственные способности, разное поведение и физическое развитие. Каждый обладает уникальной индивидуальностью, как любой другой человек. Они могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они проходят обучение по программе ранней помощи, если получают специальное образование, медицинское обслуживание и позитивное отношение общества. При соблюдении этих условий люди с синдромом Дауна разрушают один из основных стереотипов – о том, что все они не способны понять другого человека и не обучаемы. Сейчас в России действуют организации, которые помогают родителям воспитывать детей с синдромом Дауна.

(По материалам организации ДАУНСАЙД АП)

Психиатрические заболевания

Психиатрические заболевания связаны с расстройством центральной нервной системы. Человеческий мозг контролирует восприятие (зрение, слух), память, мышление, речь, равновесие, возникновение и проявление чувств (эмоций), дыхание и т.д. Любая из этих функций и их синхронная работа могут быть нарушены в результате психического заболевания. С другой стороны, хронические психические заболевания схожи в определенном смысле с любой другой хронической болезнью, например, сердечно-сосудистой болезнью или диабетом. На сегодняшний день не выявлена главная причина возникновения душевного расстройства, но известно множество обстоятельств, провоцирующих начало болезни, улучшающих или ухудшающих течение психического заболевания.

Признаками психических заболеваний являются:

  • возникновение резко выраженных изменений в повседневном поведении (избыток или отсутствие сна, аппетита, появление рассеянности, заторможенности или избыточной возбужденности, не характерной для человека раньше);
  • затруднение мышления и общения;
  • мания, навязчивые состояния (упорные и ничем не оправданные попытки развернуть какую-либо деятельность, не подходящую к месту и времени, доминанта какой-либо идеи и т.д.);
  • негативизм, в том числе отказ от помощи;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • длительная депрессия;
  • иллюзии и галлюцинации;
  • неспособность справляться с повседневными делами;
  • колебания настроения и т.д.

Наиболее распространенными психическими заболеваниями являются маниакально-депрессивный психоз и шизофрения.

Маниакально-депрессивный психоз – периодические перепады настроения от сильного возбуждения и эйфории до пассивности и подавленности.

Шизофрения – это общее название целой группы психозов, при которых состояние характеризуется аномальным мышлением, поведением и эмоциями.

Поведение душевнобольных, степень расстройства их психики может сильно варьироваться в зависимости от формы, характера течения и индивидуальных особенностей личности. Поэтому невозможно описать «типичное поведение шизофреника”, дать окончательный список симптомов. Важно знать, что хроническое душевное заболевание всегда идет волнами: обострение – это нарастание, или «атака» болезни, и ремиссия – благоприятный период, когда лишь незначительные колебания состояния и некоторые странности отличают больного от остальных людей.

Из книги И.Е. Доненко «Инициативы» — Благотворительный фонд «Душа человека», 1995.

Эпилепсия

Эпилепсия — хроническое состояние нервно-психического характера. Признаками эпилепсии являются судорожные проявления (припадки) и, в некоторых случаях, психические – интеллектуальные или эмоциональные – отклонения. Причина эпилепсии недостаточно изучена, однако большая роль принадлежит наследственности. Эпилепсию относят к заболеваниям предрасположения.

Во время приступа эпилепсии – внезапного и относительно кратковременного – может наблюдаться полное отключение сознания, падение или судороги, которые проявляются в напряжении всей мускулатуры, часто с закидыванием головы и прикусом языка, затем в течение 1-2 минут наблюдается подергивание всей мускулатуры. Человека в случае приступа необходимо уложить на горизонтальную поверхность, расстегнуть ворот рубашки, расслабить пояс и следить, чтобы человек не прикусил язык. Для этого необходимо между верхними и нижними зубами поместить что-нибудь твердое, например, ложку, ручку и т.д.

Человек, подверженный приступам эпилепсии, в большинстве случаев использует медикаменты и может контролировать наступление приступа и предупредить окружающих. В остальном люди с эпилепсией обучаемы, работоспособны и общительны.

Стомированные люди

Стома — это отверстие через которое кишечник или мочевые пути выводятся на переднюю брюшную стенку. Стому накладывают по самым разным причинам: онкологического заболевания кишечника, порока развития у новорожденного ребенка, травмы; с целью исключить нижележащий участок кишечника из процесса пищеварения. Делается это для того, чтобы избавить пациента от основного заболевания или его последствий. Таким образом, стомированный пациент формально не является больным, а стома не является болезнью, оставаясь, как следствие перенесенной операции и вынуждая ее обладателя приспосабливаться к совместной с ней жизни.

Приспособление к стоме — нелегкий период в жизни человека. Проблема реабилитации стомированных людей, которых в последние годы становится все больше, впервые была поставлена в России в 1990-е гг. В это время в Москве и Петербурге появились первые центры и кабинеты, обслуживающие стомированных людей. Впоследствии возникли организации и фонды, которые помогают осуществлять медико-социальную реабилитацию, обеспечивать людей современными средствами ухода за стомой и способствуют разработке новых методов в области проктологии.