Развитие ребенка до года

Ребенок до года

Развитие движений ребенка до года

Родителей всегда радуют успехи малыша. Вот он впервые повернулся со cпинки на живот! Сам сел! И наконец первые самостоятельные шаги! Радость родителей понятна. Каждое новое движение — свидетельство развития малыша, его возрастающей самостоятельности.

Движения, производимые ребенком первого года жизни, оказывают положительное влияние на его физическое и общее развитие. Если малыш не будет достаточно двигаться, то его мышцы и опорно-двигательный аппарат не окрепнут. Совершенствование таких жизненно важных органов, как сердечно-сосудистая и дыхательная системы, также в большой мере зависит от двигательной активности ребенка. Движения всегда доставляют ему удовольствие, поддерживают положительно-эмоциональное состояние. В овладении новыми движениями (перевернуться со спины на живот, подползти, сесть, встать) младенец проявляет удивительное упорство и настойчивость, учится преодолевать трудности, проявляет самостоятельность. Между общим развитием ребенка и развитием его движений существует взаимосвязь.

Чем больше предметов окружающего мира привлекает внимание малыша, чем чаще и энергичнее тянется он к ним, чем лучше развиты его движения, тем больше он знакомится с окружающим миром и познает его. Но не все движения, доступные ребенку в определенном возрасте, в равной степени полезны ему.

Многие родители считают, что нормально развивающийся ребенок должен к 6 мес. сидеть, и поэтому всячески упражняют его в этом умении: помогают присесть, стараются посадить, поддерживая за руки, или сажают в подушки. Но это можно делать лишь после того, как он будет ползать, самостоятельно садиться, так как, владея всеми этими движениями и находясь в соответствующей обстановке, ребенок легко меняет положение своего тела, не сидит подолгу неподвижно. Длительное сохранение определенной позы вредно для детей всех возрастов, а особенно первого года жизни, так как может привести к искривлению позвоночника, плоскостопию.

Неподвижность всегда утомительна для ребенка, так как связана с нагрузкой на одни и те же группы мышц. При долгом сохранении определенной позы замедляется кровообращение. Кроме того, если ребенок умеет только сидеть и не умеет передвигаться, то он не может сам достать игрушку, приблизиться к ней.

Вот почему в первую очередь надо уделять внимание созданию всех условий для развития у ребенка движений. Наиболее полезны для ребенка с первых месяцев его жизни движения, которые подготавливают его к ползанию:

  • умение поднимать и удерживать голову, лежа на животе;
  • перевертываться со спины на живот и с живота на спину;
  • само ползание.

Ползание — первое движение, при помощи которого ребенок уже в 6—7 мес. может самостоятельно передвигаться. Научившись ползать, он много двигается и занимается игрушками: подползает и берет заинтересовавшие его предметы, ползет за ними, если они откатываются, приближается к ним, чтобы лучше их рассмотреть. Все это расширяет ориентировку малыша в окружающем, поддерживает активную деятельность, радостное настроение.

Когда ребенок ползает, то в движении участвуют многие группы мышц (брюшного пресса, груди, спины, конечностей), что способствует развитию всей мышечной системы. При ползании вес тела поддерживается четырьмя конечностями, в связи с чем исключается возможность искривления ног, отмечаемая иногда у детей, рано начавших ходить. Поэтому не следует опасаться каких-либо вредных последствий, если ребенок начнет рано ползать. Ползание также способствует развитию опорно-двигательного аппарата, формированию характерных для человека изгибов позвоночника. При ползании, как и при других интенсивных движениях, требующих повышенного количества кислорода, энергичнее протекают все физиологические процессы, в первую очередь дыхание и сердечно-сосудистая деятельность, что содействует их совершенствованию, уточняется координация движений и создаются предпосылки для развития умений самостоятельно сесть, встать, стоять, ходить, придерживаясь руками за предметы.

Какие же условия надо создавать для своевременного развития движений младенца, для его достаточной двигательной активности?

Прежде всего предоставьте ребенку полную возможность свободно двигаться и ни в коем случае не ограничивайте его движения. Уже к концу 1-го — началу 2-го мес. полезно освободить его от пеленок и одеял. Во время бодрствования ребенку можно надеть распашонку, теплую кофточку, плотно прилегающую к шее и к запястьям, и ползунки. В таком костюме (если температура воздуха +20—22°) он не охлаждается и может свободно двигаться. Месяцев до 5—6, пока ребенок не пытается ползать, он может двигаться и играть в кроватке. Но уже с начала второго полугодия надо предоставить ему возможность двигаться на разостланном на полу одеяле, а к концу года и по всей комнате.

Для младенца первых 3 мес. жизни наиболее полезны движения, которые у него возникают при хорошем настроении. Это так называемый комплекс оживления. С того времени, когда малыш начнет проявлять радость не только улыбкой, блеском глаз, звуками, но и движениями рук и ног, его общая, подвижность значительно возрастает. Раньше он наиболее энергично двигался, когда кричал. Теперь же почти в течение всего времени бодрствования, радуясь разговору с ним взрослых, игрушкам, он многократно выпрямляет и сгибает руки и ноги, прогибает спину. Эти движения являются для него своеобразной гимнастикой, способствующей укреплению и развитию мышечной системы. В результате этих движений характерное для новорожденного напряжение мышц-сгибателей ослабевает: к 2,5—3 мес. ребенок уже не прижимает руки к груди, не сжимает пальчики в кулачки. Он все чаще выпрямляет руки над грудью. Движения его становятся плавными, а не резкими, как это было раньше.

К 2—3 мес. ребенок может поднимать и удерживать голову, лежа на животе и находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Наиболее полезны ему движения в положении на животе.

Класть ребенка на живот следует с 3—5 недель. Лучше это делать не в кровати, а на какой-либо твердой поверхности, предварительно подстелив одеяло. На твердой поверхности ему легче приподнимать го лову. Руки малыша, согнутые в локтях, должны быть у него под грудью. Во избежание срыгивания ребенка следует класть на живот до кормления. Оставлять его в этом положении можно до тех пор, пока он будет активно пытаться приподнимать и удерживать голову, а когда начнет уставать, положите его на спину.

Класть малыша на живот рекомендуется регулярно перед каждым кормлением. В то время как вы его переодеваете, подготавливая к еде, дайте ему возможность поупражняться в умении поднимать и удерживать голову. С 2,5—3 мес. когда ребенок бодрствует уже час — 1 час 30 мин., кладите его на живот не реже 2 раз в течение каждого периода бодрствования: один раз — перед кормлением и второй — перед сном. Если вы делаете это регулярно, к 3 мес. он будет долго удерживать поднятую голову и верхнюю часть корпуса, прогибая при этом спину и опираясь на предплечья.

Следя за заинтересовавшим его предметом, он поворачивается в его сторону, старается выше приподнять голову. При этом совершенствуются его движения, укрепляется мускулатура спины, шеи.

Поднимать и удерживать голову в вертикальном положении корпуса ребенок также учится постепенно и к 3 мес. уже вполне хорощо ее держит. Он улыбается взрослым, следит за окружающим, свободно поворачивает голову из стороны в сторону.

Малыша время от времени надо брать на руки и держать на руках. Это содействует развитию его движений, умению держать голову. Кроме того, ребенок, находясь в вертикальном положении, получает много новых впечатлений и особенно радуется ласковому разговору с ним взрослого. Но делать это надо тогда, когда ребенок находится в радостном настроении. И тогда он не будет плакать, если его положить обратно в кроватку, В течение первых месяцев у ребенка укрепляются и мышцы ног. Но ставить 2—3-месячного ребенка, даже поддерживая его под мышки, еще рано. В возрасте от 3 до 6 мес. большое внимание необходимо уделять развитию движений рук: умению направить руки к видимому предмету, взять и удержать его.

С 2,5—3 мес. у ребенка развивается осязание: он начинает ощупывать одной рукой другую; ощупывать и захватывать все попадающиеся под руку предметы! пеленку, одеяло, угол подушки и др. Зрение его настолько развилось, что он без труда рассматривает предметы, находящиеся на расстоянии его выпрямленных рук. Поэтому теперь игрушку можно уже подвешивать не высоко, как вы это делали раньше, а на такое расстояние, чтобы ребенок мог ее достать.

Сперва ребенок случайно наталкивается на висящие игрушки. Получаемые им от соприкосновения о игрушкой новые ощущения доставляют ему удовольствие, и он старается повторить движение. Трех-четырехмесячный ребенок может подолгу сосредоточенно заниматься висящими над его грудью игрушками: он то наталкивается на них руками и следит, как они покачиваются, то захватывает и ощупывает их.

Это очень полезно для малыша, так как содействует развитию движений рук, знакомит с некоторыми свойствами предметов и, что особенно важно, приучает к самостоятельной игре, поддерживает у него радостное состояние, развивает настойчивость и упорство. Кроме того, ребенок, который много занимается игрушками, обычно не сосет пальцы.

С 4—5 меc, для ребенка следует подвешивать игрушки, захватывание которых требует более точных движений.

Для своевременного развития у ребенка умений направлять руки к поднесенной ему погремушке, брать и удерживать ее, необходимо упражнять его в этих движениях. До 3 мес. ребенок еще не умеет направить к ней руки, но захватывает погремушку, если ее приложить к его ладони. Первые попытки направить руки и взять поднесенную погремушку возникают у ребенка в возрасте с 3,5—4,5 мес., к 4,5—5 мес. он уже может свободно взять игрушку, которую взрослый держит у него над грудью. Когда ребенок освоит это умение, побуждайте его брать погремушку, находящуюся сбоку или над его лицом. В возрасте от 4,5— 6 мес. ребенок учится точно направлять руки к игрушке, доставать и брать предметы, лежа на боку или на животе; к 6 мес. брать в каждую руку по игрушке и одновременно удерживать их.

Когда ребенок уже умеет брать игрушки и заниматься ими, у него возникает новая потребность — достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Если он не может сразу ее взять, то проявляет большую настойчивость, используя все имеющиеся у него движения, и нередко впервые делает новые. Выполнение ряда важных для малыша движений становится возможным только при условии, если он уже умеет брать и удерживать предметы. Так, например, когда он начинает самостоятельно присаживаться, вставать на ноги, стоять и ходить, держась за опору, он берется за сетку кровати или перекладину манежа и крепко держится за них.

В возрасте от 3—6 мес. ребенок приучается подолгу лежать на животе, начинает перевертываться со спины на живот и с живота на спину и перемещаться в кроватке. Чтобы развить эти движения, содействующие укреплению мускулатуры, повышению активности ребенка и его хорошему физическому развитию, продолжайте класть его на живот перед каждым кормлением и несколько раз во время бодрствования. Если ребенка систематически класть на живот, то к 5 мес. он сможет долго лежать, опираясь на ладони выпрямленных рук и сильно прогнув спину. Лежа на животе, он следит за окружающими; берет игрушки и занимается ими; стремясь достать игрушку, находящуюся сбоку, несколько передвигается, поворачивая корпус; изгибается, опираясь только на одну руку, и выполняет другие движения. Некоторые дети к 6 мес. становятся на четвереньки. К 5 мес. ребенок обычно уже сам умеет перевертываться на живот.

Перевертываться самостоятельно с живота на спину он начинает несколько позже, месяцам к 6. Сначала он перевертывается резким, быстрым движением, но вскоре научается свободно использовать это движение для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым. Все эти движения очень полезны ребенку, поддерживают у него радостное состояние и подготавливают его к ползанию.

Упражняя ребенка в умении стоять, можно приподнимать и опускать его, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — под грудь.

В возрасте от 5—6 до 9—10 мес. ребенок становится более подвижным благодаря тому, что он начинает ползать и овладевает движениями, при помощи которых принимает или сохраняет новые положения: сам садится, ложится; придерживаясь руками за сетку кровати, встает и опускается; начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, все меньше используя опору.

Ребенок, который к 5—6 мес. научился свободно лежать на животе, перевертываться, немного передвигаться, стоять на четвереньках, скоро начинает ползать. Чтобы вызвать у него стремление ползать, надо использовать наиболее привлекательные игрушки. Игрушки следует класть на такое расстояние, что0ы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев; если он уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние. Для развития первых навыков ползания не годятся игрушки, и предметы в форме шариков: они далеко укатываются от легкого прикосновения рук ребенка. Такие игры будут хороши, когда он уже научится ползать.

Побуждая ребенка к ползанию, постарайтесь привлечь его внимание к игрушке, подвигайте ею, погремите. В первый момент, несмотря на все усилия, ребенок не может достать ее. Если ребенку, несмотря на все старания, никак не удается подползти к игрушке, надо ему помочь. С этой целью следует подставить ладонь к его подошвам так, чтобы он мог оттолкнуться. Когда ребенок немного подползет, слегка отодвиньте игрушку. Так повторите несколько раз подряд, после чего предоставьте ему возможность взять игрушку и позаниматься ею.

Ребенок, который своевременно, к 7 мес. начал ползать, легко и быстро научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.

Малыш осваивает эти движения в основном в процессе самостоятельной игры. Занимаясь игрушками или наблюдая за окружающим, он полуприсаживается, опираясь то на одну, то на другую руку; опускается и опять садится и таким образом постепенно осваивает эти движения. Вначале он может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.

К 7—8 мес. малыш начинает и вставать, стоять и снова садиться, придерживаясь руками за сетку кровати.

Вскоре после того, как ребенок научится вставать на ноги, он начинает переступать вдоль перил кровати и быстро овладевает этими движениями. С 9 мес. его можно упражнять и в умении ходить при поддержке за обе руки. В возрасте 8—9 мес. ребенок уже способен выполнять и некоторые другие движения: он становится и стоит на коленях; опускается и сидит на корточках, придерживаясь руками. Новая поза и особенно быстрые движения доставляют ребенку удовольствие, при этом он нередко громко смеется. Если ребенок к 9—10 мес. научился хорошо ползать, свободно вставать, стоять и переступать, придерживаясь за опору, то обычно к 11—13 мес. он начинает самостоятельно ходить. Многим родителям хочется, чтобы их ребенок как можно скорее начал самостоятельно ходить, поэтому они часто подолгу водят его. Этого делать не следует. Ранняя самостоятельная ходьба может вызвать плоскостопие и другие нарушения опорно-двигательного аппарата.

Для своевременного развития движений самое главное — предоставить ребенку возможность свободно передвигаться, в частности побольше ползать. Некоторые родители не спускают малыша на пол, так как боятся за него. Но по этой причине не стоит держать его все время в кровати. Лучше создать соответствующие условия: ящики и дверцы шкафов закрыть, ключи вынуть. Когда ребенка что-либо особенно интересует, он проявляет значительную настойчивость в достижении цели.

Многие дети начинают стоять без опоры, когда стараются выполнить определенные действия с игрушкой. Вначале ребенок стоит, не держась, всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стула, за которые держался, и постепенно научается длительно, устойчиво стоять без опоры. Если ребенку уже около года, он крепкий, здоровый, давно и хорошо ползает, встает, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью на несколько секунд оставляйте его без поддержки и внимательно следите, чтобы он не упал.

Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги, еще не умея устойчиво стоять. Сперва он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, удерживая равновесие. Покачнувшись, он опускается на пол. К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, вставать и опускаться, ни за что не придерживаясь руками.

В 9—10 мес. ребенок уже может ходить, придерживаясь за стену руками, а затем начинает и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно один-два шага.

Нередко родители используют ходунки для того, чтобы помочь ребенку научиться ходить. Этого делать не следует. Ребенку они мешают учиться самостоятельно ходить. Малыш, поставленный в ходунки, не может опуститься и поползти, когда устанет ходить. Он длительное время вынужден ходить или сидеть, что для него вредно. Кроме того, находясь в ходунках, он привыкает ходить, сильно наклонившись вперед, что мешает ему учиться сохранять равновесие и вертикальное положение корпуса.

Ребенок, который достаточно много ползает, быстро крепнет, движения у него становятся координированными, и к году он начинает самостоятельно ходить.

Родителей обычно интересует: можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки? Водить можно, но не следует чрезмерно увлекаться этим. Надо следить, чтобы ребенок не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимее при ходьбе без опоры.

Когда ребенок, теряя равновесие, покачнется, придержите его мягким движением, не вскрикивайте при этом, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.

Гимнастика и массаж:

Основные положения

Для физического и нервно-психического развития детей первого года жизни массаж и гимнастика имеют немаловажное значение.

Своевременное и правильное развитие движений находится в прямой зависимости от развития центральной нервной системы. В свою очередь, чем больше движений совершает ребенок, чем они разнообразнее, тем лучше развивается высший отдел нервной системы — кора головного мозга, регулирующая функции всех органов и систем организма. Поэтому так важно с первых месяцев жизни вводить в режим дня детей гимнастику и использовать различные виды массажа.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, он содействует расширению кровеносных и лимфатических сосудов и улучшению циркуляции крови и лимфы, усилению функции потовых и сальных желез, удалению отмирающих слоев кожи — эпидермиса. Кожа становится упругой и эластичной, повышается ее сопротивляемость к механическим, температурным и другим воздействиям среды. Массаж укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает тонус мышечной системы, эластичность и сократительную способность мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата.

Гимнастика, включающая разнообразные виды физических упражнений, влияет на организм ребенка еще более разносторонне, чем массаж. Благодаря физическим упражнениям активизируется деятельность всех органов и систем организма: улучшается снабжение мышц кровью, в них усиливаются окислительные процессы, а отработанные продукты активнее поступают в кровь и уносятся ею. Движения вызывают также усиленный приток крови к связкам, костям, что способствует лучшему росту и функционированию последних.

Под влиянием систематически проводимых физических упражнений у детей углубляется дыхание и увеличивается насыщение крови кислородом, укрепляется мышца сердца, а регуляция кровообращения и дыхания становится более совершенной. Наряду с этим улучшается и состав крови, в частности увеличивается содержание гемоглобина. При систематических физических упражнениях улучшаются обменные процессы в организме, повышаются пластические процессы роста и дети физически развиваются гораздо лучше.

Массаж и гимнастику можно делать с 1,5—2 мес. жизни ребенка. Они проводятся ежедневно в часы бодрствования, спустя 30—40 мин. после еды или за 20—80 мин. до еды, если ребенок находится в спокойном, бодром состоянии.

Массаж и гимнастику проводят в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха +20—22°, а в летнее время на воздухе в тени, без ветра при температуре не ниже +22°. Занятия проводятся на столе, покрытом байковым одеялом, небольшой клеенкой и пеленкой; руки взрослого должны быть чистыми и сухими. В самом начале занятий, когда ребенок только привыкает, раздевать его надо постепенно, Спустя 3—4 дня во время занятий массажем и гимнастикой ребенка раздевают полностью, и он одновременно получает воздушную ванну. Массаж и гимнастические упражнения проводятся осторожно, мягко, без насилия и в медленном темпе, так как у грудного ребенка кожа, мышцы, связки, костная система очень нежны. Применять тальк или вазелин при массаже не рекомендуется, так как они засоряют поры кожи ребенка. Во время занятий старайтесь поддерживать у ребенка хорошее, радостное настроение, разговаривайте с ним.

1,5-2 месяца

В возрасте до 3 мес. у ребенка отмечается повышенный тонус мышц-сгибателей рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы, поэтому проводится только поглаживающий массаж, так как он способствует расслаблению мышц.

1Массаж рук — поглаживание. И. п. (исходное положение) — ребенок лежит на спине. 
Вып. (выполнение) — поглаживание ладонью по направлению от кисти к плечу, по внутренней поверхности предплечья и плеча ребенка. Повторить 4—6 раз.

2Массаж живота. 
Вып.

ладонью одной или обеих рук круговое поглаживание живота по ходу часовой стрелки, минуя область печени. Повторить 6—8 раз;

массаж косых мышц живота (проводится с 3 мес): ладонями обеих рук легкие растирающие движения косых мышц живота таким образом, чтобы пальцы обеих рук соединялись над пупком. Повторить 6—8 раз.

Массаж живота заканчивать поглаживанием.

3Массаж ног. 
Вып.— слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, другой рукой производить поглаживание по наружной и задней поверхности голени и бедра в направлении от стопы к паху (внутреннюю поверхность бедра не массируют). Повторить 4—6 раз.

4Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс). 
И. п.— положить ребенка на бок. 
Вып.— провести двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу (что вызывает разгибание). Повторить по 1 разу на правом и левом боку.

5Массаж спины (проводится с 2 мес). 
И. п.— положить ребенка на живот. 
Вып.— поглаживание спины по направлению от ягодиц к шее тыльной поверхностью обеих рук; от шеи к ягодицам — ладонной поверхностью. Повторить 4—6 раз.

6Разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения). И. п.— лежа на боку. Поддерживать ребенка снизу, под грудь и выпрямленные ноги. 
Вып.— приподнять ребенка над столом — при этом он рефлекторно разгибает спину и поднимает голову. Повторить 1—2 раза.

7Массаж стопы. 
И. п.—лежа на спине. 
Вып.

поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятую стопу ребенка, большими пальцами рук производить поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. Повторить 4—б раз;

ладонями обеих рук растирать пальцы стопы ребенка. Повторить 4—6 раз.

8Сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс). Й. п.— лежа на спине. Одной рукой поднять ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава. 
Вып.— указательным пальцем другой руки слегка надавить у основания пальцев подошвы ребенка — чем вызывается рефлекторное сгибание пальцев; эатем провести пальцем по наружному краю стопы к пятке — что вызывает рефлекторное разгибание пальцев. Повторить 3—4 раза.

9«Потанцовывание» (ножной рефлекс), 
И. п.— поставить ребенка на стол лицом к себе, поддерживая его под мышки.
Вып.— от прикосновения к плотной поверхности стола ребенок рефлекторно выпрямляет ноги в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 4—6 раз.

Общая продолжительность занятия — 5—6 мин.

3-4 месяца

В этом возрасте у ребенка исчезает повышенное напряжение мышц-сгибателей рук, устанавливается равновесие между мышцами — сгибателями и разгибателями, что дает возможность ввести пассивные упражнения для рук.

Пассивные упражнения выполняются ребенком со значительной помощью взрослого, но влияние их на организм также велико. Постепенно их заменяют активными с помощью взрослого, а затем полностью активными. В этот период шире используются рефлекторные упражнения. В основе рефлекторных упражнений лежит использование врожденных двигательных рефлекторных реакций. Так, при тактильном раздражении (ощущение прикосновения) кожи стоп ребенок сгибает пальцы, при раздражении кожи спины —разгибает позвоночник. Есть и другая группа рефлексов — рефлексы положения. Например, когда ребенка, лежащего на животе, приподнимают и держат на руках на весу, он хорошо отклоняет голову назад, при положении на боку — отклоняет голову и плечевой пояс вверх, в положении на спине — активно сгибает голову и плечевой пояс вперед.

После 3 мес. кроме поглаживающего массажа вводятся и другие приемы массажа: растирание и разминание.

1Массаж рук — поглаживание 
И. п. — ребенок лежит, на спине. 
Вып. — поглаживание ладонью по направлению от кисти к плечу, по внутренней поверхности предплечья и плеча ребенка. Повторить 4—6 раз.

2Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны. 
И. п.— лежа на спине. Ребенок держится за большие пальцы рук взрослого. 
Вып. — сгибая, скрестить руки ребенка на груди, затем, разгибая, развести их в стороны. Повторить 4—6 раз.

3Массаж живота. 
И. п.— лежа на спине. 
Вып.

ладонью одной или обеих рук круговое поглаживание живота (по ходу часовой стрелки), минуя область печени. Повторить 6—8 раз;

массаж косых мышц живота — ладонями обеих рук легкие растирающие движения косых мышц живота, чтобы пальцы обеих рук соединились над пупком. Повторить 6—8 раз.

4Массаж ног.

Поглаживание — повторить 8—10 раз;

растирание — производить ладонью, мелкими движениями по наружной стороне голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Повторить 6—8 раз;

разминание — двумя пальцами обеих рук одновременно производятся движения по наружной и внутренней сторонам голени и дальше только по наружной стороне бедра в направлении от стопы к паху. Повторить 4—6 раз;

кольцевое растирание голени — производить указательным и большим пальцами обеих рук, обхватывая вплотную голень ребенка, и производить одно временно относительно энергичные кольцевые растирания в направлении от стопы к колену. Повторить 4—6 раз.

Заканчивать массаж ног приемом поглаживания.

5Поворот со спины на живот (упражнение рефлекторное). 
И. п.— лежа на спина. Правой рукой держать ребенка за ноги, а левой рукой — за согнутую в локте левую руку ребенка. 
Вып. — поворачивая ноги и таз, стимулировать поворот ребенка со спины на живот. Повторить по 1—2 раза в каждую сторону, меняя исходное положение рук. В дальнейшем придерживать только за ноги, если ре-бенок уже умеет самостоятельно поворачиваться.

6Массаж спины. 
И. п. — лежа на животе. 
Вып.

поглаживание — повторить 4—6 раз;

растирание — повторить 4—6 раз;

разминание — производить концами пальцев обеих рук в виде спиралеобразных движений от ягодиц к шее. Повторить 4—6 раз.

Заканчивать приемом поглаживания.

7Разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения). 
И. п. — лежа на животе. Поддерживать ребенка снизу под грудь и выпрямленные ноги. 
Вып. — приподнять ребенка над столом — при этом он рефлекторно разгибает спину и поднимает голову. Повторить 1—2 раза.

8Массаж стопы.

Поглаживание — повторить 4—6 раз;

растирание пальцев—-повторить 6—8 раз;

«похлопывание» полусогнутыми пальцами рук по ступне ребенка (по подошвенной стороне) — повторить 4—6 раз.

9Отведение и приведение стоп (упражнение рефлекторное). 
И. п.— лежа на спине. 
Вып.— пальцем правой руки провести с легким нажимом по внутреннему краю и вокруг всей стопы ребенка, начиная от большого пальца (приведение), и наружному краю и вокруг всей стопы, начиная от мизинца стопы (отведение). Повторить 2—4 раза. Заканчивать приемом поглаживания.

10«Потанцовывание» (упражнение рефлекторное). 
И. п.— поставить ребенка на стол лицом к себе, поддерживая его под мышки. 
Вып. — от прикосновения к, плотной поверхности стола ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 6—8 раз.

Общая продолжительность занятия — 6—8 мин.

4-6 месяца

В возрасте 4—5 мес. устанавливается равновесие между мышцами — сгибателями и разгибателями ног, появляются новые произвольные движения. С укреплением шейных мышц к 4 мес. более четко проявляются некоторые рефлексы положения: разгибание и сгибание туловища на весу с поддержкой. С 4 мес. вводятся несложные активные и пассивные упражнения для мышц туловища и конечностей.

1Массаж рук.

2Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны.

3Массаж живота (см. комплекс для детей 3—4 мес),

4Сгибание позвоночника и ног (рефлекторное положение). 
И. п.— лежа на спине. Поддерживать ребенка снизу под спину руками. 
Вып. — приподнять ребенка над столом — при этом рефлекторно сгибается позвоночник и голова наклоняется вперед. Повторить 1—2 раза.

5Массаж ног. Повторить все приемы 6—8 раз.

6«Топанье» (пассивное упражнение). 
И. п.— лежа на спине. Ноги ребенка согнуть, ступни поставить на стол. 
Вып.— попеременное сгибание и разгибание ног, скользя ступнями по столу. Повторить 8—12 раз в быстром темпе.

7Поворот со спины на живот. 
И. п.— лежа на спине. 
Вып.— придерживая ребенка за ноги, стимулировать поворот на живот. Повторить 1—2 раза в каждую сторону.

8Массаж спины. 
И. п.— лежа на животе. 
Вып. —

поглаживание;

растирание;

разминание.

Повторить все приемы 8—10 раз,

9Разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения). 
И. п.— лежа на животе. Поддерживать ребенка руками снизу под грудную клетку и живот. 
Вып.— приподнять ребенка над столом — рефлекторно ребенок откидывает голову назад и прогибается в позвоночнике.
Повторить 1—2 раза.

10Массаж грудной клетки. 
И. п.— лежа на спине. 
Вып. — веерообразное поглаживание ладонями обеих рук по ходу грудных мышц от диафрагмы в направлении к подмышечным впадинам. Повторить 4—6 раз.

11Попеременное сгибание и разгибание рук ребенка. 
И. п. — лежа на спине. Дать ребенку захватить большие пальцы рук взрослого. 
Вып. — попеременное сгибание и разгибание руки ребенка в локтевом и плечевом суставах, при сгибании одной руки разгибается другая. Повторить 6—8 раз.

12Присаживание. 
Вып.— придерживать руки ребенка разведенными в стороны и, слегка подтягивая их к себе, побудить его сесть. Повторить 2—3 раза.

13Поворот со спины на живот. Повторить 1—2 раза в каждую сторону.

14Сгибание и разгибание ног (пассивное упражнение). 
И. п.— лежа на спине. Держать ребенка за голени. 
Вып. —

поочередное сгибание и разгибание ног. Повторить б—8 раз, ускоряя;

одновременное сгибание и разгибание ног с легким нажимом на живот. Повторить 4—6 раз.

15Поднимание ребенка на ноги с поддержкой. 
И. п. — лежа на животе. 
Вып. — придерживая и слегка отводя согнутые в локтях руки ребенка, побудить его встать на колени, затем на ноги. 
Повторить 1—2 раза,

16Массаж стопы. Повторить все приемы 6—8 раз.

17Переступание. 
И. п. — поставить ребенка на ноги лицом к себе, поддерживая его под мышки. 
Вып. — слегка подтягивая ребенка к себе, побуждать его к переступанию. Проделать 3—б шагов.

Каждый вид массажа отдельных частей тела всегда начинается и заканчивается приемом поглаживания.

Общая продолжительность занятия — 8—10 мин.

6-9 месяцев

При построении комплексов гимнастики и массажа учитывают появившиеся новые двигательные умения у ребенка, следят за усвоением и закреплением имеющихся навыков и на основании этих данных усложняют и расширяют комплекс. Это осуществляется за счет введения новых упражнений, большей частоты их повторений. Нужно вовремя ввести те или иные упражнения или даже несколько раньше, идя навстречу возрастному развитию движений ребенка, так как стимуляция движений гимнастическими упражнениями и укрепление мышц способствуют функциональному совершенствованию центральной нервной системы и своевременному нервно-психическому развитию. В возрасте от 6 до 9 мес. широко используются активные движения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию.

1Круговые движения руками (упражнение пассивное). 
И. п. — лежа на спине. Ребенок обхватывает руками большие пальцы рук взрослого. 
Вып. — руки ребенка выпрямлены, выполнять круговые I движения в плечевых суставах снизу вверх и сверху вниз. Повторить 4—6 раз.

2Массаж живота. Повторить все приемы 8—12 раз.

3Поднимание выпрямленных ног (упражнение пассивное). 
И. п. — лежа на спине. Обхватить голени ребенка так, чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени, фиксируя остальными пальцами колени. 
Вып. — поднять выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения и опустить их вниз.

Повторить 4—6 раз,

4Массаж стоп. Повторить все приемы 4—6 раз.

5Поворот со спины на живот. Придерживать только за ноги. Повторить 1—2 раза,

6Отведение плеч назад. 
И. п. — лежа на животе, ногами к краю стола. Взять ребенка за кисти прямых рук, голову и плечевой пояс слегка приподнять над столом. 
Вып. — сгибая руки ребенка в локтях и прижимая их к боковой поверхности грудной клетки, отвести плечи ребенка назад до небольшого сближения лопаток. Повторить 2—3 раза.

7Массаж грудной клетки. Повторить все приемы 6—8 раз.

8Попеременное сгибание и разгибание рук (пассивно-активное). 
И. п.— лежа на животе или сидя. Взять ребенка за кисти рук. 
Вып. — производить сгибание и разгибание рук в локтевых и плечевых суставах попеременно. Повторить 6—8 раз.

9Присаживание. 
И. п. — лежа на спине. Взять ребенка за кисти рук, 
Вып. — слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, стимулировать ребенка сесть. По вторить 2-3 раза,,

10Поворот со спины на живот. Повторить 1—2 раза.

11Приподнимание ребенка на ноги (упражнение активное). 
И. п. — лежа на животе, ногами к краю стола. Взять ребенка за кисти рук, чтобы он обхватил указательные пальцы рук взрослого. 
Вып. — выпрямляя руки ребенка вперед-вверх и затем отводя их назад, побуждать ребенка встать на колени, а затем на ноги. Повторить 1—2 раза.

12Присаживание. 
И. п. — лежа на спине. Фиксируя одной рукой колени ребенка, другой придерживать его за одну отведенную в сторону руку. 
Вып.— словами побудить: ребенка сесть, слегка подтягивая его за руку. Повторить 1— 2 раза.

13Ползание (упражнение пассивно-активное). 
И. п. — лежа на животе. Перед ребенком положить яркую игрушку. 
Вып. — придерживая правой рукой стопы ребенка, побудить его к продвижению вперед. Если он не передвигается, то нужно, положив левую руку ему под грудь, продвигать его вперед. Повторить 4—6 раз.

14Переступание (упражнение активное). 
И. п. — поставить ребенка перед собой и держать его за кисти согнутых в локтях рук. 
Вып. — словами побуждать ребенка к переступанию. При этом ребенок делает 5—6 шагов. Повторить 1—2 раза.

Общая продолжительность занятия — 8—10 мин.

9-12 месяцев

У детей в возрасте 9—12 мес. отмечается значительное развитие активных согласованных движений, подготавливающих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе. В связи с этим некоторые физические упражнения даются из исходного, вертикального положения, ряд упражнений ребенок уже может выполнять по слову взрослого. Для стимуляции большей активности ребенка и его заинтересованности можно использовать простейшие пособия — кольца, палочки.

В этом возрасте основные виды массажа снимаются, но желательно оставить массаж живота и спины.

1Круговые движения с кольцами. 
И. п. — лежа на спине или сидя. Ребенок держится за кольца, за которые одновременно держится и взрослый. 
Вып. — выполнять круговые вращения руками попеременно или двумя руками одновременно. Повторить 4—6 раз.

2Массаж живота. Повторить все приемы 6—8 раз.

3Вставание на ноги (упражнение активное). 
И. п.— лежа на животе. Ребенок держится за кольца, за которые держится и взрослый. 
Вып. — подтягивая за кольца, побудить ребенка встать на колени, а потом на ноги. Повторить 1— 2 раза.

4Массаж спины. Повторить все приемы б—8 раз.

5Наклон и выпрямление туловища (упражнение активное). 
И. п. — ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому, у его ног на столе игрушка, которую легко схватить. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его под живот. 
Вып. — побуждать ребенка к наклону вперед (достать игрушку и выпрямиться). Повторить 2—3 раза.

6Присаживание (упражнение активное). 
И. п. — лежа на спине. Колени ребенка фиксировать рукой. 
Вып. — повторяя слово «сядь» и показывая игрушку, побуждать ребенка сесть. Повторить 2—3 раза.

7Сгибание и разгибание рук (упражнение активное). 
И. п. — поставить ребенка лицом к себе и вложить в его руки кольца. 
Вып. — взявшись за кольца, попеременно сгибать и разгибать руки ребенка в плечевом и локтевом суставах. Повторить 6—8 раз.

8Приседание (упражнение активное). 
И. п.— то же. 
Вып.— придерживая ребенка за кольца, побуждайте его приседать, произнося «присядь» — «встань». Повторить упражнения 2—3 раза.

9Ходьба за коляской (упражнение активное). 
И. п. — ребенок держится обеими руками за коляску. 
Вып. — передвигая коляску, ребенок делает несколько шагов.

Продолжительность ходьбы — 1—2 мин.

Общая продолжительность занятия — 10—12 мин.

Следует подчеркнуть, что подбор упражнений и приведенные примерные комплексы могут быть использованы при занятиях со здоровым, правильно развивающимся ребенком.

В случае отклонения в состоянии здоровья и общего развития ребенка необходимо каждый раз советоваться с врачом и находиться под постоянным его контролем.