Инвалидность обычно определяется как неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья человека с увечьем по сравнению с нормально развитым человеком такого же возраста и пола из одного социального слоя. Для взрослых инвалидность часто соотносится с возможностью выполнения той или иной работы. Инвалидность является следствием какого-либо увечья или заболевания, но она не является абсолютной и не определяется сама по себе. Увечьем обычно называется отклонение от нормального состояния. Это может быть неправильная функциональная деятельность всего организма или его отдельных органов, аномальное строение и неправильное развитие всего организма, конечностей, частей и систем.
Если нормальное развитие ребенка нарушено вследствие травмы до или во время родов тогда уже в свмые первые недели жизни ребенка могут возникнуть причины для тяжелых увечий и инвалидности которые выражаются в нарушениях роста аномальном развитии опорно двигательного аппарата повреждениях слуха зрения и умственных способностей. Своевременное распознавание и максимально раннее лечение нарушений развития имеют для судьбы ребенка огромное значение. Если мы хотим действительно помогать инвалидам , то должны заботиться о том, чтобы они могли без страданий справиться с предъявляемым к ним требованиями в семье, детском саду, школе.
Рассмотрим несколько примеров. Если у ребенка нарушена функциональность зрения, то увечье будет инвалидностью, если к этому ребенку предъявляют такие же требования, как и к ребенку с нормальным зрением: заставляют читать, свободно перемещаться в помещении и на улице, ориентироваться в незнакомой окружающей среде. Но если своевременно создать ребенку с нарушениями зрения условия для систематической тренировки других органов чувств, то он начнёт лучше слышать, лучше осязать, и этим компенсирует недостаточное зрение. Следует подчеркнуть, что обнадеживающие результаты можно получить тем раньше, чем раньше начат процесс обучения и тренировок.
Своевременно начатые тренировки оправдsвают себя и для детей, у которых нет рук. Они могут посещать обычную школу, используя технику письма при помощт пальцев ног. Таким же образом на ранних этапах развития ребенка можно тренировать норвные ткани и сустанции мозга, чтобы они перенимали несвойственные им от природы функции пораженных участков, становясь их заместителями. Если ребенок с не слишком значительными повреждениями сразу же после рождения получает правильное лечение и ему создаются условия для соответствующих тренировок, то он может обучится нормально говорить, ориентироваться в пространстве и передвигаться.
Нельзя впадать в крайности и по отношению к тем детям, у которых замедлено умственное развитие. Медицина располагает сегодня значительными исследоватлеьски
Если у ребенка обнаружено какое-либо нарушение, необходимо позаботиться о его более тщательном обследовании. В современной медицине развита узкая специализация, и один врач зачастую не может правильно оценить все нарушения. Также в ряде случаев необходимы консультации со специалистами различного профиля — для выявления конкретной симптоматики и постановки точного диагноза, особенно в тех случаях, когда речь идёт о младенце или ребёнке первого года жизни.
Для ребенка-инвалида решающее значение в достижении высокого уровня адаптации и полного преодоления последствий увечья будет играть отношение родителей. Родители должны получить в медицинском учреждении консультации специалистов и необходимые методические разработки и лечебные программы, с помощью которых они смогут систематически заниматься с ребенком. Любовь и терпение родителей вполне способны преодолеть неблагоприятные последствия увечий ребёнка. Тренировки и занятия способны помочь малышу даже с неблагоприятными прогнозами избавиться от инвалидности и занять свое место в обычной жизни.