Игры с детьми дома

Во что играть с особым ребенком?»

Уважаемые родители!

Помните:

  1. Играя, ребенок учится – особенно, если родители активно участвуют в этих играх.
  2. Именно Вы являетесь лучшим учителем для своего малыша. В Ваших силах превратить обучение в увлекательное занятие.
  3. Наслаждайтесь временем, проведенным со своим ребенком. Ваши усилия не окажутся напрасными.

Все, что Вам нужно, — это несколько свежих идей, кое какие материалы и свободное время. Все игры просты и не требуют специальной подготовки.

Сенсорные игры

  1. Игры с водой и красками

В процессе игр будьте готовы к тому, что ребенок может облиться водой и испачкаться красками. Не ругайте его, в этом случае можно использовать детский клеенчатый фартук. Также ребенку может не понравиться, что в процессе игры у него испачкались ручки – приготовьте полотенце или предложите ребенку помыть ручки.

  • ^ Цветная вода

Ребенку предлагаются акварельные краски, кисточки, прозрачные баночки с разноцветными крышками (четыре основных цвета – красный, зеленый, желтый, синий). В дальнейшем количество цветов может увеличиваться. Баночки расставляются в ряд на столе и наполняются водой: «Давай нальем водички в баночки», затем в них поочередно разводятся краски соответствующих цветов: «Посмотри, какая разноцветная получилась водичка».

  • ^ Переливание воды

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Можно также переливать воду из одной посуды в другую.

  • ^ Мытье посуды

Вымойте посуду после кукольного «обеда», используя губку и средство для мытья посуды: «будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную и горячую воду – тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда».

  1. ^Игры со свечами 

Приготовьте набор свечей – обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта. В процессе игр будьте внимательны! Не допустите, чтобы ребенок обжегся!

  • ^ Праздник на воде

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

  • ^ День рождения

Приготовьте зефир в шоколаде либо пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «День рождения Мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.

  1. ^Игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис, макароны.

Играя с крупами, ребенок непроизвольно может опрокинуть миску или рассыпать крупу, приготовьте маленький веник с совком и предложите ребенку вместе убрать, выбросить мусор. 

  • ^ Прячем ручки

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?»

На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

  • ^ Вкусная кашка

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите ее.

Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой.

Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол – например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами».

  • ^ Покормим птичек

В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек – это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят кушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыплем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»

  1. ^Игры с ватой

Вата – очень нежный и приятный на ощупь материал. Вы используете вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие.

  • Снег идет

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте их вверх со словами: «Снег идет!». Наблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше падал.

  • ^ Ватный дом

Для игры с ватой можно задействовать разнообразные игрушки. Для игрушек можно строить дома, элементы которых (окна, двери и др.) можно раскрасить акварельными красками.

  • Снежки

Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируете руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки», бросаете друг в друга.

  1. ^Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)

Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними. Приготовьте брусок пластилина (желательно мягкий) и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук.

^ Для поддержания места игры в чистоте, используйте специальные коврики для пластилина.

  • Приготовление еды

Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета – получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновыми шарики воткнуть палочки (можно использовать «ватные палочки», предварительно удалив вату) – получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина – получаем «колбасу». А если тонко-тонко раскатать белый пластилин – выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло-коричневого пластилина на кусочки – это «хлеб».

Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и устроить «День рождения».

Когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попробуйте организовать с ним лепку «пирожков».

  • Огород

На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы – так, горох станет «репкой», а красная фасоль – «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, морковку) можно попытаться вылепить из пластилина.

  • Цветы

Вместе с ребенком лепим пять одинаковых шариков, делаем из шариков овалы и расплющиваем их, превращая в лепестки. Сердцевину лепим из маленького шарика другого цвета. Соединяем лепестки в цветок, прикладываем и плотно прижимаем сердцевину.

  1. ^Игры со звуками

Будьте внимательны! Громкие звуки могут напугать малыша. Поэтому приучайте ребенка к посторонним, громким звукам постепенно.

  • ^ Постучим, погремим

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

  • Свистульки

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки и т.п. С помощью музыкальных игрушек устраивайте концерты. Семейные вечера. Такая игра способствует выбросу эмоций как положительных, так и отрицательных.

  • Музыканты

Приобретите для ребенка детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.

Когда ребенок научится различать на слух различные их звучание, правильно играть на них, используйте его умения в играх – «У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», когда поем песенку про Антошку – играем на гармошке и т.д.

  1. ^Игры с аппликацией

Используйте для игр с аппликацией безопасные пластмассовые ножницы с закругленными концами. Также используйте фартук, чтобы избежать попадания клея на одежду.

  • ^ Макаронные картины

Используем фигурные макаронные изделия (бантики, рожки, спагетти, макароны – буковки и цифры, животные и птицы и т.п.). Используем макароны вместо листиков, травки, приклеиваем птичек на веточки – спагетти и т.д. После высыхания макароны можно раскрасить красками.

  • Салфетки

Вырежьте из бумаги квадраты (15*15 см) и мелкие фигурки: круги, треугольники, квадраты, звездочки и др. предложите ребенку украсить салфетки (большие квадраты) для праздничного обеда. С помощью клея приклеивайте фигурки, составляя узоры.

  • Паровозик

Для аппликации понадобятся четыре прямоугольника – вагончики; квадраты – окна и круги — колеса. Ребенок, совмещая и наклеивая фигурки, должен собрать паровозик.

  1. ^Игры с песком

Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью… Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

^ Песок является природным материалом, он пропускает воду, поэтому поглощает негативные эмоции и стабилизирует эмоциональное состояние.

Размер и форма. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50*70*8 (где 50*70 – размер поля, а 8 сантиметров — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Цвет. Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением внешней стороны досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо.

^ В ящик с песком можно поставить игрушки и разные предметы, что позволит создать целый воображаемый мир.

Не забывайте о правилах соблюдения чистоты, научите ребенка играть с песком только в песочнице. Следите, чтобы песок не попал ребенку в рот, нос и глаза.

  • Ищем клад

Взрослый прячет в песок цветные бусинки, камушки, маленькие фигурки и др. Ребенку рассказывают историю о спрятанных в пустыне камушках, кладе, сокровищах и т.п. Ребенок ищет бусинки и складывает в коробочку. Можно использовать предметы в соответствии с четырьмя основными цветами (красный, зеленый, желтый, синий). Найдя, ребенок сожжет сортировать их по цветным мисочкам, стаканчикам.

  • ^ Строим замки

Показываем и учим ребенка, как из влажного песка можно строить замки и крепости. Если ребенок захочет затем разрушить песочную фигуру, позвольте ему это сделать: таким образом ребенок избавляется от негативной энергии.

  • Пересыпушки

Предлагаем ребенку с помощью совочка насыпать песок в разные емкости (стаканчики, баночки, мисочки и др.). Предлагаем ребенку правило, по которому нельзя просыпать песочек мимо емкости. Если ребенок без труда справляется с заданием, то можно усложнить его с помощью инструментов: заменяем совочек для песка на столовую ложку, затем на чайную.

Игры на развитие моторики

Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку.

Используя мелкие предметы для развития моторики, не забывайте о безопасности. Выполняя упражнение, ребенок должен находиться у Вас под присмотром. После игры прячьте мелкие предметы надежно от ребенка, чтобы в Ваше отсутствие он не смог их достать.

  1. ^Грубая моторика
  • Лестница

Учим ребенка подниматься по лестнице переменным шагом, ставя на каждую ступеньку только одну ногу. Вы показываете, куда он должен поставить свои ноги. Сначала ребенок хватается за поручень. Укажите ему на правую ногу, а затем на первую ступеньку. Если он все еще не знает, что он должен сделать, то поставьте его правую ногу на первую ступеньку, удерживая левую на полу. Хвалите его, даже если Вы ему помогали. Укажите на левую ногу и на вторую ступеньку. Если малыш попытается поставить левую ногу рядом с правой, то укажите еще раз на вторую ступеньку. Похвалите его. Повторяйте это действие, но помогайте ему лишь столько, сколько нужно, пока он не преодолеет лестницу без поддержки.

  • ^ Прыжки «лягушкой»

Найдите надежное свободное место на дорожке, или на траве. Покажите, как Вы приседаете и сделайте несколько прыжков вперед. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок при этом наблюдал за Вами. Помогите ему также присесть. Пусть он останется на 1-2 минуты в этом положении. Затем сделайте сами несколько прыжков вперед и попросите ребенка сделать тоже самое. Очевидно, сначала он сможет сделать 1-2 прыжка. Хвалите его за каждую попытку и записывайте, сколько прыжков он сможет сделать подряд, прежде чем отдохнет или потеряет равновесие.

  • След в след

Выбираем ситуацию: идем через болото или ручей по камням. Ребенок становится за Вами, и Вы двигаетесь друг за другом, ставя ногу на освободившийся «след» идущего первым (для наглядности можно сделать отпечатки «следа» на картоне, обведя ножку ребенка и вырезав их). «Следы» раскладываем, имитируя дорожку.

  1. ^Тонкая и мелкая моторика 
  • Солнышко

Ребенку предлагается вырезанное из картона изображение Солнышка. Рассказываем сказку о том, что Солнышко потеряло все свои лучики и теперь не может светить и согревать растения, землю и т.д. Ребенку предлагается помочь Солнышку и прикрепить лучики (прищепки) обратно. Прищепки могут быть как желтые, так и разноцветные.

  • Ежик

Вырезаем из картона изображение ежика без иголок. Сочиняем сказку про ежика, который растерял все свои иголочки, и предлагаем ребенку помочь справиться Ежику с бедой и прикрепить все иголочки (прищепки) на него.

  • ^ Веселые цепочки

Ребенку предлагается набор разноцветных канцелярских скрепок. Раскладывая их по цветам, ребенок соединяет их в цепочки. Затем цепочки можно соединить в одну целую.

  1. Рисование

Рисование – один из видов деятельности, который эффективно влияет на развитие тонкой моторики.

^ Воспользуйтесь рекомендациями по проведению игр с водой и красками.

  • Круги

Нарисуйте ряд фигур на листке бумаги, у которых круг является основной частью рисунка. Круг рисуйте пунктирными линиями. Дайте ребенку карандаш и рабочий лист бумаги. Назовите предмет и покажите, какая часть отсутствует. Водите его руку так, чтобы, соединяя точки, нарисовать круг и этим закончить фигуру.

  • Шаблоны

Приготовьте простые шаблоны, вырезав из плотного картона четырехугольники, круги и треугольники. Положите первый шаблон на листок бумаги и помогите ребенку провести пальцем по внутренней стороне шаблона. Повторите это с карандашом в руке. Отложите шаблон и покажите ребенку фигуру, которую он только что нарисовал. Повторите упражнение со вторым и третьим шаблоном.

  • Лабиринты

Подготовьте несколько простых лабиринтов. На каждом листке рисуйте только один лабиринт. Скажите: «Зайка по улицам должен дойти до домика, давай ему поможем!» Начинайте с простых «улиц», длина которых 5-10 см. Покажите ребенку, как начинать с левого конца и протянуть линию по «улице» до правого конца.

Игры на развитие восприятия

Восприятие – это основной познавательный процесс, являющийся основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка.

^ На основе восприятия человека строятся отношения между людьми.

  • Воздушные шары

На листе бумаги рисуем и наклеиваем любого сказочного персонажа с воздушными шарами разноцветными шарами в руке и вырезаем из цветного картона соответствующие шарики. Взрослый просит ребенка разложить по цветам «улетевшие» шарики: «Шарики разлетелись, давай поможем Мишке, соберем все шарики».

  • ^ Спрячь птичку в домик

Приготовьте пять больших и пять маленьких цветных квадратов. В середине больших квадратов наклейте или нарисуйте птичку. Ребенку предлагается маленьким квадратом «дверкой» закрывать, прятать птичку в клетку. «Дверца» соотносится с цветом домика.

  • Найди фигурки

Приготовьте карточки, на которых нарисуйте геометрические фигурки разного цвета, а из картона вырежьте соответствующие фигурки (по 5 штук каждой фигуры) такого же размера. Предложите ребенку разложить фигурки по местам. Также карточки можно разделить по цвету и величине.